Платформа Metro как средство завоевания рынка планшетов

Существуют три операционные системы, под управлением которых работают планшеты. Первая — Apple iOS, которую можно назвать старожилом рынка. Вторая — Android, появившаяся позже. Третья — Microsoft Windows 8, точнее, входящая в ее состав платформа Metro; напористый новичок, пока не столь популярный, как первые две системы, но уверенно сокращающий отставание.

Metro — программная платформа, предназначенная для создания и выполнения мобильных приложений. Она предназначена именно для планшетов и поддерживает все ключевые особенности этого класса устройств. Вероятно, это первая разработка Microsoft подобного рода, и совсем не похоже, чтобы первый блин вышел комом. Армия владельцев Windows-планшетов велика, и потребности ее неизмеримы. Говоря проще, им требуется масса разнообразных приложений, работающих под управлением платформы Metro. И если рынок традиционных Windows-приложений уже давно перенасыщен, то рынок приложений под платформу Metro (Metro-приложений) пока еще очень и очень далек от насыщения.

Здесь раздолье для независимых разработчиков. Так что начинайте создавать Metro-приложения прямо сейчас! Вы потесните конкурентов, завоюете симпатии пользователей и обзаведетесь массой поклонников. Вы успеете раньше всех, займете свою рыночную нишу и станете пионерами, легендами индустрии. Наконец, вы сможете заработать, продавая свои приложения, — и Microsoft поддержит вас в этом. А начать собственно разработку Metro-приложений вам поможет разделы нашего сайта.

Ключевые особенности планшетов и их поддержка платформой Metro

Но чем так хороша платформа Metro? Вообще, что она поддерживает? Основные возможности Metro мы будем рассматривать вместе с ключевыми особенностями планшетов как класса мобильных устройств. Они неотделимы друг от друга.

Первая ключевая особенность планшетов — разумеется, сенсорный экран. Более того, это обязательная составная часть любого подобного устройства; планшетов без сенсорного экрана просто не существует. Понятно, что работа с планшетом выполняется путем манипуляций с сенсорным экраном. Пользователь тыкает пальцем в кнопочки, листает списки, перемещает регуляторы, прокручивает текст и выполняет все остальные действия, поддерживаемые приложением (их еще называют .местами). А если возникает необходимость набрать текст, он делает это с помощью экранной клавиатуры, опять же, пальцами.

На традиционных ПК для этой цели применяются не менее традиционные клавиатура и мышь. В чем-то они удобнее, в чем-то — нет, но самое главное — они имеют принципиальные отличия от сенсорного экрана. С одной стороны, мышью можно указать в конкретное место экрана с максимальной точностью, буквально ткнуть ей в единичный пиксель. Это позволяет разработчикам приложений создавать очень компактные элементы интерфейса, скажем, служебные кнопки небольшого размера, узкие заголовки окон, крошечные регуляторы, находящиеся в строке статуса, и т. п. Пользователь в любом случае не промахнется.

В случае сенсорного экрана так сделать не получится. Человеческий палец имеет слишком большие размеры. Так что, если пользователь попытается нажать какую-либо маленькую кнопку, он либо не попадет по ней. либо заодно нажмет сразу все соседние кнопки. Понятно, что ничего хорошего из этого не получится. С другой стороны, с помощью сенсорного экрана можно реализовать поддержку жестов, выполняемых сразу несколькими пальцами. Например, пользователь может приложить к экрану два пальца и раздвинуть их, чтобы увеличить размер изображения (кстати, этот жест реально применяется в планшетах Apple).

Мышью же в каждый конкретный момент можно указать только в одну точку экрана. Поэтому о «многопатьцевых» жестах придется забыть. Из этого следуют два важных вывода.

  • Интерфейс мобильных приложений, предназначенных для планшетов, придется делать с учетом того, что с ними будут работать пальцами. Это значит, что элементы интерфейса должны иметь достаточно большие размеры, и промежутки между ними следует увеличить, чтобы пользователь случайно не нажат сразу две кнопки.
  • В мобильных приложениях можно предусмотреть поддержку жестов, в том числе и «многопальцевых». Если, конечно, приложение от этого выиграет…

Платформа Metro изначально поддерживает и «пальцевый» ввод, и жесты. В большинстве случаев разработчикам даже не придется реализовывать это специально — за них все сделает сама эта платформа. Однако Metro поддерживает и традиционные устройства ввода — клавиатуру и мышь. Так что пользователь сможет подключить к своему планшету USB-клавиатуру и набирать текст со всеми удобствами.

Ограниченные системные ресурсы

Аппаратные платформы, на основе которых создаются планшеты, не столь мощны, как платформы традиционных ПК. Центральные процессоры, применяемые в планшетах, имеют существенно меньшее быстродействие, и объем установленной в них оперативной памяти также невелик. Далее, все без исключения планшеты питаются от аккумулятора. Этот аккумулятор имеет вполне конечную емкость и неприятную особенность разряжаться в самый «интересный» момент. Если же запитать планшет от сети, то он перестанет быть мобильным устройством и, следовательно, лишится своего главного преимущества по сравнению с традиционным ПК — мобильности.

Иначе говоря, системные ресурсы планшетов ограничены. Вспомним, как работает пользователь традиционного ПК. Он запускает сразу несколько различных приложений — Web-обозреватель, клиенты электронной почты и системы мгновенных сообщений, текстовый процессор — и переключается между ними. Конечно, каждое запущенное приложение загружает центральный процессор и отнимает часть оперативной памяти, но, поскольку процессор имеет достаточное быстродействие и объем оперативной памяти весьма велик, производительность если и падает, то совсем неощутимо. А, раз компьютер питается от сети, пользователь не рискует внезапно оказаться наедине с сообщением «Ваш аккумулятор разряжен».

С планшетами так не разгуляешься… Как уже говорилось, центральный процессор планшета относительно слаб, и памяти в нем также мало. Следовательно, запустив несколько приложений, пользователь столкнется с существенным падением производительности. При этом, раз нагрузка на процессор и память возросла, аккумулятор будет разряжаться интенсивнее и, следовательно, истощится быстрее. Выход из этого положения таков:

  • все неактивные приложения принудительно приостанавливаются. При этом они продолжают отнимать оперативную память, но, по крайней мере, не будут загружать центральный процессор;
  • что касается задач, которые должны выполняться даже будучи неактивными (например, фоновая загрузка файлов), то здесь возможны два сценария:
    • сама система может очертить круг задач, выполняемых в неактивном состоянии, и они будут выполняться, даже если запустившее их приложение неактивно и, следовательно, приостановлено;
    • приложение, которое должно выполняться в неактивном состоянии, может «попросить» систему не приостанавливать его. Естественно, пользователь должен быть в курсе.
  • приложения, с которыми пользователь давно не работал, могут принудительно завершаться и выгружаться из памяти, чтобы освободить системные ресурсы.

Платформа Metro поступает именно так. Она приостанавливает неактивные приложения, выгружает из памяти те, что давно не использовались, и может выполнять определенные задачи даже в неактивном состоянии. В общем, делает все, чтобы продлить время «жизни» аккумулятора.

Ограниченный объем долговременной памяти

Традиционные ПК имеют вместительные жесткие диски. Настолько вместительные, что даже после установки нескольких десятков приложений, в том числе пары современных игр, и записи тысяч фотографий, сотен музыкальных альбомов и десятков фильмов на них все еще остается немало места. В планшетах жестких дисков нет. В них применяется другой тип долговременной памяти — flash-память. Хоть она лучше подходит для мобильных устройств (более устойчива к механическим воздействиям и имеет меньшее энергопотребление, чем жесткие диски), ее удельная стоимость существенно выше. Так что много долговременной памяти в планшеты не ставят.

Из чего следует, что количество приложений, которые могут быть установлены на планшет, крайне ограничено. (Ведь пользователь может занять память не только приложениями, но и теми же фотографиями, музыкой и фильмами.) И вполне может наступить момент, когда очередное жизненное необходимое приложение пользователь установить уже не сможет. Есть два способа решить эту проблему: попросить пользователей умерить аппетиты (что маловероятно) или попытаться сделать приложения как можно более компактными (а это уже вполне реализуемо).

Компактными их можно сделать довольно просто — переложить максимум типичных задач на операционную систем). К таким задачам можно отнести, например, обработку новостей RSS, получение изображения с фото- или видеокамеры, загрузку файлов, «общение» с магазином приложений (о нем — чуть позже) и т. п. В результате разработчику, чтобы реализовать, скажем, получение изображения со встроенной фотокамеры, достаточно будет написать всего одну команду, которая займет в коде готового приложения очень мало места. Платформа Metro может похвастаться всеми перечисленными ранее «умениями».

Наверх